Отставив в сторону всякую политику (я пишу не о ней), рад за то, что Крымский мост запущен. И вот, почему.
В любом бизнес-проекте присутствует инфраструктурная часть, расходы на которую бывают, на первый взгляд, очень высоки. Зачем же вообще нужна инфраструктура? Можно ли без неё обойтись?
Сначала отвечу на второй вопрос: да, обходиться нужно (почти) всегда только минимальной инфраструктурой. Дело в том, что она никак напрямую не влияет на скорость роста бизнеса. Это тот самый “фиксированный расход”, который мы не учитываем в юнит-экономике.
Однако, косвенное влияние инфраструктура оказывает колоссальное, так как обеспечивает бизнес возможностями для роста.
И тут мы снова вспоминаем Теорию Ограничений Систем, одно из правил которой гласит примерно следующее: “не имеет смысла увеличивать производительность участка до предела”. То есть, для работы и роста нам почти никогда не нужна максимально возможная на данный момент инфраструктура. Она попросту не будет загружена на всю свою мощность. Да, безусловно, необходим некий запас мощности для того, чтобы инфраструктура не стала “бутылочным горлышком” слишком быстро. Но у нас есть и другие участки бизнеса и у них есть собственная производительность, которую нужно учитывать при планировании и развитии инфраструктурных проектов.
Возвращаясь к мосту: можно было возить товары и людей окольными путями. И до открытия моста так и было. А вода между Крымским и Таманским полуостровами была тем самым бутылочным горлышком, через которое не могли пролезть некоторые стратегически важные “детали”. Теперь это ограничение снято и узкое место находится где-то ещё.
Так и в бизнесе. Пока вы можете обслуживать клиентов самостоятельно, используя блокнот и телефон — делайте именно это. И приступайте к автоматизации только тогда, когда получаете железобетонный ответ на вопрос “Что и для чего автоматизировать?” (другой вариант: “Как и насколько улучшение инфраструктуры увеличит прибыль?”). То есть, новая инфраструктура нужна только тогда, когда исчерпаны возможности старой, чтобы не прекратился рост.
А всех, кто причастен к открытию моста — горячо поздравляю! Это фантастический инфраструктурный проект, значение которого довольно сложно переоценить. Это ведь примерно как построить мост между Москвой и Калининградом.